В блоге:

2017-05-12

Крайслеровские моторы: Viper и Magnum V10 объемом 8л

Говоря о крайслеровских моторах Magnum V8, стоит вспомнить про моторы V10. Ведь это своего рода вершина технического развития серии LA, да и на автомобили они ставились дольше, чем серия Magnum V8.

История стартует с автомобиля Dodge Viper, что начал продаваться в 1992 году:




Часто любят повторять легенду, что разработчики этой Гадюки просто взяли огромный восьмилитровый двигатель V10 от грузовика и поставили его на новое легковое шасси. Но это не так.

Крайслеровские двигатели V10 действительно являются идейными продолжателями серии LA V8, которые ставились в том числе на небольшие грузовики Dodge Ram. Но двигатель Viper V10 был создан заново специально для нового легкового автомобиля Dodge Viper.


(двигатель Viper V10 8л, видно расположение свечей, низкий впускной коллектор и две дроссельные заслонки в отдельных корпусах)

С целью унификации производства для двигателя Viper V10 был выбран диаметр цилиндра как у самого большого мотора LA V8 360/5.9л: 101.6мм, но ход поршня сделали еще больше (98.6мм против 90.9мм). А еще два дополнительных цилиндра, что дало огромный по меркам легковых автомобилей рабочий объем 8 литров (488 cu.in.).

Но важным отличием Viper V10 от всей серии LA (и Magnum) являются алюминиевые блок и головки блока. Поскольку переход с чугуна на алюминий требует учета изменений прочности и особенностей охлаждения, то при разработке мотора Viper V10 помогали инженеры Lamborghini (в то время эта марка принадлежала Крайслеру), которые имели опыт производства мощных алюминиевых моторов (но V10 у Lamborghini тогда не было).

Опять же для унификации у Viper V10 был сохранен 90° угол развала цилиндров (как у моторов LA V8). Но такой угол развала не является оптимальным для V10. Если (для прочности коленвала) пары шатунов располагаются  на единой шейке коленвала (как на моторах V8), то вспышки в цилиндрах будут идти неравномерно. Вместо 720°/10 = 72° (по коленвалу) при схеме V10 с едиными шейками и 90° развалом вспышки будут идти с чередованием 54° и 90°. И все же разработчики выбрали надежность (единые шейки и отсутствие балансирного вала), вполне разумно решив, что неравномерность вспышек +/-18° на практике мешать не будет, да и, наоборот, определит характер звука выхлопа (а звук у Viper V10 получился интересным).




Система зажигания V10 сильно переделана по сравнению с LA V8: убран распределитель зажигания (который приводился от распредвала), вместо него используются пять катушек (каждая работает на свою пару цилиндров). Заодно и переделали масляный насос, который в LA V8 приводился тоже от распредвала. В V10 он стал более современным и компактным: теперь приводится непосредственно от коленвала, расположен в передней части, соответственно, масляный фильтр переехал тоже вперед. Все это позволило упростить конструкцию и сократить длину мотора.

Система газораспределения осталась как на серии LA: с единым распредвалом в развале блока (OHV), вращаемым через короткую цепь, привод клапанов через толкатели с гидрокомпенсаторами и коромысла. По прежнему остались два клапана на цилиндр, которые так же расположены в камере бок о бок по одной линии. И свечи сохранили свою позицию в районе выпускного коллектора (см. фотографию выше).

Система питания с распределенным впрыском и двумя дроссельными заслонками в отдельных корпусах (каждый на свою половину мотора). Привод заслонок тросиковый. Их хорошо видно на фотографии выше. Там же хорошо видно низкий (по сравнению с Magnum) впускной коллектор.

Мощность Viper V10 первого выпуска (1992-1995) составляла примерно 400 л.с. при непривычно низких для "спорта" 4600 об/мин. Не очень много, но очень тяговито. Объем и еще раз объем. И все же мотор Viper V10 конструктивно более современный, чем Magnum V8 тех же лет выпуска.

В 1996 году автомобиль Viper обновился, заодно обновился и мотор. Как признавались разработчики, первые версии мотора V10 они делали с явным и даже чрезмерным запасом, поэтому в дальнейшем (1996-2002) c мотора сбросили "жирок", уменьшив массу компонентов, поигрались с выхлопом, камерой сгорания и газораспределением. Сохранили объем 8 литров, но подняли обороты максимальной мощности. Купе-версия (GTS) получила мотор мощностью 450 л.с., а родстер (RT/10) сперва был 415 л.с., но потом тоже стал 450 л.с. А на модификации ACR мощность довели до 460 л.с. При этом степень сжатия мотора Viper V10 объемом 8 литров по разным источникам от 9.1:1 до 9.6:1, что весьма немного.


Говоря о Viper V10, конечно, не стоит забывать о более прагматичной версии 8-литрового (488 cu.in.) мотора под названием Magnum V10. Этот мотор появился позже Viper V10 и был предназначен для средних и тяжелых Dodge Ram (2500/3500) с 1994 модельного года.

Такое применение требует своей специфики, поэтому мотор Magnum V10 хоть и похож на Viper V10, но фактически это два разных двигателя.


(двигатель Magnum V10 8л для Dodge Ram)

Он тоже V10 с развалом 90°, он тоже 8 литров (101.6 x 98.6). Но у него чугунный блок и чугунные головки блоков (как на LA/Magnum). У него система зажигания без распределителя и переднее расположение масляного насоса (как у Viper V10), но коллекторы и привод навесного сделаны иначе.

Много и других мелких, но отличий. И, конечно, Magnum V10 ориентирован на создание хорошей тяги, а не на установку рекордов скорости. Поэтому мощность сравнительно скромная: 300-310 л.с. при примерно 4000 об/мин. Степень сжатия тоже понижена, примерно 8.4:1.

Magnum V10 ставился на Dodge Ram до 2003 года, потом он (как и родственный Magnum V8 5.9) уступил место новой серии моторов Hemi V8.


А вот Viper V10 продолжил ставится на новые автомобили, пережив всю линейку LA/Magnum, и даже увеличивая свой рабочий объем. Но об этом в следующий раз.

0 comments:

Post a Comment

Blog Archive