В блоге:

2017-09-27

Простая проверка антифриза вольтметром

Автомобильный двигатель и радиаторы выступают в качестве химического источника тока, где антифриз является электролитом. Замер напряжения такого источника позволяет оценить состояние антифриза.

Для этого нужен вольтметр. Один щуп присоединяется к минусу аккумулятора, а второй погружается в антифриз. Для систем охлаждения "азиатского" типа удобнее для этого открыть пробку радиатора (осторожно при ее откручивании, особенно на горячем двигателе):




Щуп, который погружается в антифриз, не должен касаться металла (если радиатор цельнометаллический, как в данном случае на моем Jimny).

Для начала измеряется напряжение (постоянного тока) при заглушенном двигателе и подключенном аккумуляторе. У нормального антифриза и при отсутствии проблем в электрике напряжение должно быть около 0.1В, у беганного, но нормального антифриза около 0.2В. Если напряжение около 0.3В, то это уже на грани. Если напряжение больше 0.5В, то это уже плохо.

Вторым этапом нужно попробовать отключить минусовую клемму от аккумулятора (второй щуп вольтметра присоединяется к клемме провода, а не аккумулятора). Если измеряемое напряжение резко уменьшается с отключенным аккумулятором, то это означает плохой контакт или полное отсутствие одного или нескольких "массовых" (минусовых) проводов на автомобиле.

Третьим этапом можно попробовать (но очень аккуратно) замерить напряжение на заведенном двигателе и при включении разных электропотребителей. Повторюсь, очень аккуратно! Если при каких-то условиях напряжение возрастает, то это означает локальные проблемы с "массовым" (минусовым) проводом. Расположение провода нужно уточнять по электрическим схемам.

Если напряжение не изменяется в зависимости от отключения аккумулятора или подключения электропотребителей, но при этом напряжение больше 0.3В, то антифриз нуждается в замене. Если напряжение больше 0.5В, то замену нельзя откладывать - антифриз не просто укатался, он стал очень вредным, поскольку электрохимические процессы в системе охлаждения могут испортить двигатель и радиаторы.

Иногда для алюминиевых моторов границу оценки состояния антифриза снижают с 0.3В до 0.15В, но, по моему опыту, это некоторая перестраховка. Такие числа не всегда удается получить на старых двигателях даже со свежим антифризом. Думаю, что оценка 0.2-0.25В более реалистична. Для чугунных моторов граница 0.3В - эту оценку считаю адекватной даже с практической точки зрения.



Изображения из альбомов:

8 комментариев:

  1. Добавлю, что реакции протекают активнее при высоких температурах. Т.е. если мотор нагрет, напряжение должно оказаться выше.

    По идее, от состава покрытия щупа результат также зависит.

    ОтветитьУдалить
  2. Сам попробовал проверить? Какие результаты?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, проверяю у себя.
      На Jimny сейчас около 0.2В, там чистый, но уже старый антифриз.
      На Cherokee около 0.3В, антифриз свежий, но он укатался быстро, поскольку до него никто 9 лет антифриз не менял. Еще одна замена будет сделана.

      Удалить
    2. При замере плюсовой потенциал где получается?

      Удалить
    3. Везде пишут, что минусовой щуп вольтметра нужно соединять с минусом аккумулятора, а опускать в антифриз плюсовой щуп.
      Но у меня так стабильно получается отрицательное напряжение (на цифровом вольтметре). Если щупы поменять местами, то напряжение положительное, но абсолютное значение чуть меньше.
      Поэтому делаю как рекомендуется, а на знак внимания не обращаю.

      Удалить
    4. Дело в том, что я получил два противоположных результата.
      Сначала плюс был со стороны жижи, а значение стартовало с 220 милливольт и постепенно снижалось ниже 200 при продолжительном замере.
      После отсоединения массовой клеммы от батареи и разрядки оставшихся емкостей в электрических схемах коротким замыканием "+" на "-" (можно, в принципе, просто подержать нажатой педаль тормоза) напряжение составляло порядка 130-150 милливольт, но со стороны жижи уже был минус, а напряжение росло по мере удержания щупа в жидкости (не сильно, как раз со 130 до 150). После обратного присоединения минуса батареи ЭДС так и осталась. Обратная полярность и 150 мВ.

      Но абсолютное значение, в любом случае, низкое. Что не может не успокаивать. Тем более, что в ближайший месяц грядёт установка подогревателя охлаждающей жидкости с масштабной промывкой и полной заменой антифриза. ;-)

      Удалить
    5. Нет, такого не видел. Везде, где замерял (но это не очень много автомобилей) всегда было отрицательное напряжение при помещении плюсового щупа в антифриз.
      И вот сегодня перепроверил, так и есть на Jimny и Cherokee, что с подключенным аккумулятором, что с отключенным.

      Удалить
    6. Сейчас владею только одним авто с залитым G12.
      Сам удивлён, с какой лёгкостью удалось обратить реакцию.

      Удалить

Архив блога