В блоге:

2008-09-09

Вверх/вниз (восприятие направления)

В предыдущей записи упомянул про проблему управления масштабом колесиком мыши. Но мне кажется, что проблема более широкая, она касается вообще управления, которое условно назову вверх/вниз.

Если рассматривать временную шкалу (прошлое-будущее) и, скажем, ряд натуральных чисел, то при горизонтальном расположении для нас, пишущих слева направо, все достаточно понятно. Слева будет прошлое, а справа - будущее. Если располагать числа по возрастанию, то они тоже будут идти слева направо. Как пример: ось абсцисс на графике. БОльшие значения располагаются правее, а меньшие - левее.

Если же рассматривать вертикальное расположение, то не все так просто. Здесь, как мне кажется, возникает конфликт двух восприятий. Во-первых, при записи или чтении текста прошлое у нас располагается выше. Не зря есть выражения "см. выше", "см. ниже". Это вполне логично вызвано тем, что текст мы читаем и пишем сверху вниз. Но, во-вторых, увеличение (значения, например) при этом воспринимается как движение вверх. Если говорить о том же графике, то ось ординат задает такое же восприятие: бОльшие значения находятся выше, а меньше - ниже.

Отсюда и возникают различные проблемы. Например, переключение каналов в программе с клавиатуры и колесика мыши. Как воспринимать это? Как листание (вниз - это следующий канал, вверх - предыдущий) или как изменение значений (вверх - увеличение значение канала, вниз - уменьшение)?

Причем эта проблема возникает не только чисто в компьютерных программах. Взять то же ручное управление АКПП. Если управление производится движением рычага вверх или вниз, то возникает точно такая же проблема: как воспринимать движение рычага вниз - как переключение на следующую или на предыдущую передачу? Разные производители применяют разные подходы к решению этого вопроса.

Но, возвращаясь к первоначальной проблеме колесика мыши, хотелось бы отметить, что проблема не только в том, как воспринимать движение вниз - как увеличение или как уменьшение значения. Проблема еще в том, что считать этим самым увеличением или уменьшением. Приближение к объекту - это увеличение значение (как масштаба) или уменьшение (как видимой области)? Вопрос риторический.

Подобные проблемы есть во многих областях. Например, в той, в которой лежат мои научные интересы, есть проблема определения отношения наследования на классах. Если рассматривать с точки зрения множеств объектов, то более специфичный класс задает МЕНЬШЕЕ множество. Но если рассматривать с точки зрения информации, то более специфичный класс задает БОЛЬШЕЕ количество информации.



Еще по этой теме:

0 comments:

Post a Comment

Blog Archive