В блоге:

2017-12-30

Резистор вентилятора отопителя (Jeep Cherokee KJ)

Внезапно заметил, что на Cherokee не работает вентилятор отопителя в положении 1 переключателя его скорости. Так-то его электромотор в этом положении почти бесшумен, но напора мне хватало, поэтому на положение 2 переключал только зимой на холодном автомобиле. При положении 2 вентилятор дует пошумнее - его слышно.

А с этого лета стал замечать, что в положении 1 тяга как-то не очень. Кондиционер не так холодит, а сейчас зимой как-то не очень тепло гонит. Стал чаще пользоваться положением 2. А потом проверил на заглушенном двигателе со включенным зажиганием. Оказывается, что при положении 1 мотор совсем молчит. :-/

Посмотрел схему. А здесь какой-то прошлый век - скорость мотора вентилятора регулируется последовательным подключением балластных резисторов.




Сам блок резисторов стоит в воздуховоде за бардачком.

Бардачок открывается, по краям отжимаются две защелки, бардачок откидывается дальше и сдвигается вправо в петлях, после чего его можно снять.

Разъем к блоку резисторов:




Сверху видны элементы вакуумной (!) системы управления заслонками.

После снятия разъема, открывается доступ к блоку резисторов:




После откручивания двух винтов можно извлечь блок:




Скорость 4 обдува будет работать и без этого блока, но на максимальной скорости, конечно.

В оригинале блок резисторов Valeo. Проверка показала, что нет контакта к первому резистору (он реализован в виде дорожек на плате). По внешнему виду похоже, что был перегрев. При такой конструкции это не удивительно. При минимальной скорости вентилятора на резисторах выделяется максимальное тепло, а обдув получается самый слабый. С учетом, что постоянно использовалась минимальная скорость, то, похоже, жаркое нынче лето добило этот блок.

Попытался восстановить, но дорожки уже как бумажные, просто рассыпаются. Поэтому решил менять. Можно поставить оригинал 5139719AA (должен, наверное, подойти и 5066552AA). На Алиэкспрессе есть китайский noname за $10. Выбрал промежуточный вариант: Dorman 973-025




Внешне похоже:




Разъемы идентичны:




На левом блоке (это родной) видно, кстати, трещины разъема - еще одно подтверждение перегрева.

Новый блок резисторов поставил, все подошло, все заработало.

Вообще, даже появилась мысль, а не сделать ли нормальное ШИМ-управление скоростью вентилятора? В идеале, конечно, с плавным вращением ручки изменения скорости. Но даже четыре фиксированных положения, но без поджаривающих балластных резисторов будет неплохо. Можно попробовать какой-нибудь китайский готовый блок на NE555 прикрутить. Но там тоже есть некоторые моменты. Пока лень заниматься. :-)



Изображения из альбомов:

13 comments:

  1. Doorman 973-025
    Dorman. По идее, тайваньский продукт должен быть неплохим.

    ШИМ (в других авто) тоже накрывается, не знаю почему. А здесь должна быть тугоплавкая спираль, если уж Джип захотел old-school.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Про ШИМ - да. Была история, что владельцы старых мерседесов регулярно просили знакомого электрика-микропроцессорщика сделать ШИМ-регулятор скорости, а то их то ли ломучий, то ли очень дорогой, то ли очень редкий был. Но если колхозить свой (на базе тех же китайских), то попроще будет.

      А спирали приделать не проблема, вон разъем остался, только плату отпилить. Но мне сама идея пустой траты электроэнергии в тепло не нравится.

      Delete
    2. Кстати, здесь управление мотором отопителя уже через минус - это упрощает установку ШИМ-блоков. Обычно готовые блоки минусом управляют, а моторы на автомобилях обычно управляются плюсом, поэтому приходится переделывать проводку.

      Delete
  2. Тоже думал ШИМ сделать, сэкономить на электроэнергии.
    А вот в климат-контрольных печках всегда ШИМ, но например на ТЛК80 там такой радиатор на ключе, охлаждаемый в воздуховоде, что греется однако почище резисторов.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ага. Я изучал опыт использования схем на NE555 (т.е. без микропроцессорного управления) именно с автомобильными вентиляторами печки. Самый фокус в подборе выходной частоты. Сделать слишком маленькую - греться будет меньше, но мотор будет на низких скоростях гудеть. Сделать большую частоту - схему нужно хорошо охлаждать, зато мотор гудеть не будет. Нужен компромисс с возможным улучшением выходного сигнала (например, дроссель поставить).
      И, конечно, от мощности мотора зависит.

      Delete
    2. А на всех подобных вентиляторах моторы коллекторные?

      Delete
    3. Ну не дорогой же брушлесс вентилятор ставить? :)

      Delete
    4. Не столько цена смущает, сколько его "приколхоживание" на место. =)

      Delete
    5. Отмечу, вентиляторы климатических установок (не автомобильных) бесколлекторные.

      С Новым Годом всех! =)

      Delete
    6. Так они асинхронные на переменный ток однако. Для автомобиля не вариант.

      Delete
    7. А чем они разительно отличаются от тех, что в системных блоках ПК установлены? Или в системном блоке регулируемые вентиляторы тоже переменным током питаются?
      И что значит "переменный ток"? =) Разве на выходе ШИМ - постоянный ток? (это можно оставить без ответа, просто шучу).

      Если разговор зашёл за электронное управление в ключевом режиме, то простой пример получения VAC. Инвертер получится из обычной 12-вольтовой батареи и двух разнополярных "плеч", переключаемых в нужном режиме, с последующей трансформацией до нужного уровня. Подобное устройство трудится при работе даже простых UPS от батареи.

      Но, сдаётся мне, такую схему для бесколлекторного мотора строить нет необходимости. Есть же регулируемые 12-вольтовые вентиляторы. И есть довольно мощные вентиляторы 12VDC.

      Оговорюсь, сам такие конструкции (самодельный вентилятор автомобильного салона) не изобретал. Но удивляет применение щёточного узла в таких "некомфортных" условиях (грязь, сырость). Единственным "выходом" может быть установка вентилятора за салонным фильтром. Применение коллектора позволяет развивать значительно больший момент, но уверен, что это не требуется в вентиляционной установке. А схемотехнических возможностей реализации задуманного сейчас море. =) Было бы чем жертвовать ради задуманного (время, деньги).

      Delete
    8. Схемы с вентилятором отопления за салонными фильтрами есть (когда фильтр ставится на входе воздуха в автомобиль - европейская, иногда американская схема). Например, на моем Cherokee это единственное место для установки салонного фильтра (штатно только сетка, но есть неоригинальные фильтры). Но опыт показывает, что щетки от времени изнашиваются.

      Вентиляторы отопителя бывают довольно мощные, в автомобилях с большими салонами до 200 и даже больше Ватт доходит. И они должны уметь работать на небольших оборотах (чтобы не раздражать шумом - не только своим, но и воздуха). Не зря у меня на Cherokee самой ходовой была именно первая скорость - дует нормально, шума при движении вообще нет (нужно заглушить двигатель, чтобы услышать, почему и не сразу заметил перегорание резистора).

      Delete
    9. 2 вентилятора, возможно разной мощности, каждый с парой скоростных режимов, с возможностью параллельной работы. Шучу. =)

      Delete

Blog Archive